Происхождение северо-восточных башкир


Башкирцы, живущие по эту сторону Уральского хребта, пришли сюда с той западной стороны Уральского хребта. Жил ли какой-нибудь другой народ здесь до прихода башкир – это неизвестно.

Возле озера Кидягяся, на двух сторонах его, есть два холма, называемые убами. Возле этих уб находятся кладбища – места, похожие на гумна. Убу, находящуюся на севере, называют «Уба молодого царя»; убу, находящуюся на юге, называют «Уба царь-девицы». Оба они царствовали. Молодой царь не был женат. Молодой царь сказал девице: «Я взял бы тебя замуж, если бы ты пошла за меня». Тогда царь-девица сказала: «Я не пойду спроста, ты покажи мне свое удальство, я стану на этом холме, а ты стань на том; ты в меня стреляй, а я буду в тебя стрелять; если ты попадешь в меня и я останусь живой - пойду к тебе со всем своим войском; если же ты не попадешь в меня – ты и все твое войско будете моими рабами». Стали на два холма и начали пускать стрелы. Сначала молодец выстрелил в девицу. Стрела молодца задела ногу девицы. После того выстрелила девица: стрела» пущенная девицей, попала в сердце молодца, и он тут же умер. После этого те старики, которые сидели на гумне, находящемся на стороне молодца, сказали: «Чем превращаться в ее рабов, лучше умрем в перестрелке». Тогда они начали перестреливаться. Большая часть находившегося здесь народа с обеих сторон погибла в сражении. Оставшееся со стороны молодого царя сказали: «Чем нам так умирать, лучше станем рабами царь-девицы»,– и царь-девица сделала оставшихся рабами. Не этом месте похоронили мертвецов, похоронили на двух холмах всех их – с одеждой и со всеми военными доспехами. После этого царь-девица обходила много местностей, воюя с другими царями, и большую часть их обратила в рабство. Наконец, встретилась она с одним молодым царем. Этот молодец сказал царь-девице: «Ты много людей истребила, давай-ка сразимся друг с другом!» Оба они пустились на лошадях вскачь навстречу друг другу, чтобы сечься костяными топорами, и лошади у обоих - как у молодца, так и у девицы, – чуть только сшиблись одна с другой – упали и убились до смерти. После этого молодец ударил девушку и схватил ее, не давая ей подняться на ноги, а потом сел ей на грудь. Туг молодец сказал: «На что ты согласна: умереть или сделаться моей женой? Если не хочешь умереть, будь моей женой; если хочешь умереть – убью». Девица не захотела умереть, сделалась его женой, а прочее ее войско сделалось рабами этого молодца.

В наших окрестностях одинаково называют такие возвышения убами (курганами) и тюбами (холмами). Говорят, что те убы-тюбы были мяряями для состязания в стрельбе. Мяряями называют место, куда ставят цель для стрельбы.

Из этого народа часть перемерла, часть переселилась в другую местность, я после того уже сюда пришли башкиры с той стороны Уральского хребта.

У одного старика-башкирца, жившего по течению реки Ай, по имени Бикеянтяй, пропал скот. Искать его старик послал сына. Этот сын, разыскивая скот, перешел на ту сторону Уральского хребта. Найдя скот, он вернулся к отцу и сказал: «Там войск совсем нет, место ровное, хорошо расположенное, – пойдем переселимся туда, отец!» А ранее айлинские башкирцы думали, что по другую сторону Урала нет уже земли, что мир уже кончился тут. Этот старик вместе со своими сыновьями переселился сюда и осел в одном местечке. У него было двенадцать сыновей; он женил этих сыновей и поселил их всех в отдельных местностях. Бикеянтяй был очень богат: со своим скотом он кочевал по Уральскому хребту и в промежутке между этим восточным склоном Уральского хребта и Аман-Карагайским бором. Когда Бикеянтяй кочевал у Аман-Карагайского бора, казахи попросили у него: «Отдай нам двух своих дочерей». Двое из сыновей Биксянтяя не согласились отдать сестер и остались тут рабами. Эти два молодца были богатырями. Через некоторое время случилось тут народное собрание с разными зрелищами. Казахи заставили обоих молодцов сражаться с быком. Один из молодцов схватил быка за оба рога и вырвал их. Так как рога не выпадали из его рук, то старший брат молодца, гладя и растирая ему руки, заставил рога выпустить. После этого на совещании казахи порешили отпустить обратно обоих: как бы они, дескать, будучи богатырями, не покорили их народ.

От двенадцати сыновей Биксянтяя остались следующие роды, называемые айлинскими: Метэль, Улянли (Обильный травой), Оло карагайкуль (Большое озеро с сосновым лесом), Субараш, Субханкул, Кесекяй-Карагайкуль (Малое озеро с сосновым лесом), Мурат, Комсуль (Селение песчаного озера), Оло олторак (Селение большой подошвы), Бутук, Кужа.

Прежде андийцев пришел еще род, называемый Табын. Айлинцы сделались припущенниками у табынцев. Айлинцы и табынцы заняли много земель сообразно с их силами, но находящиеся в той местности золото, серебро, железо и озера сделались принадлежностью табынцев. Неизвестно, в какое время пришли сюда табынцы.

Роды катайцев и бурзянцев – особые роды, язык и обычаи их, отличные от наших. Язык и обычаи их приближаются к казахским. Откуда пришли они, мы не знаем.

 

Поделись с друзьями: