Незнай


ФФ БГУ—58, стр. 1—17. Зап. в 1958 г. в дер. Маломуйнаково Учалинского р-на студенткой Бузыкаевой от Надрши Бузыкаева, 1903 г. рожд.

Купеческая жена с любовником-халфой (учителем медресе — мусульманской школы) решает извести сына, который все время проводит с верным ему котом, собакой и конем. Конь предупреждает его, что еда отравлена. Безуспешной оказывается и вторая попытка купчихи отравить сына. Тогда она притворяется больной. Халфа убеждает вернувшегося из путешествия мужа-купца, что для ее излечения необходимо мясо их сына и его коня. Тот соглашается убить сына и коня. По совету коня сын просит отца разрешить ему последний раз прокатиться верхом на коне. Конь мчит его далеко от родительского дома — к высокой горе, велит влезть в левое конское ухо и вылезть из правого. Превратившись таким образом в красивого и сильного батыра, тот достает из-под огромного камня воинские доспехи/и булатный меч. Оставив доспехи и оружие в том же месте и отпустив коня на волю, идет в царскую столицу. Там на него обращают внимание и преследуют три царевны. Он притворяется простаком и на все вопросы младшей царевны, настигнувшей его, отвечает «Незнай». Прозванный за это Незнаем, поселяется во дворце и по-детски забавляется игрой с шарами. Накануне свадьбы старшей царевны и визиря нападает на царство трехглавый дэв (злой дух-великан). Царь вместе с визирем и дочерьми во главе войска отправляется навстречу врагу, а Незнай остается дома. На седьмой день к Незнаю является его конь. Надев доспехи и вооружившись, Незнай мчится на поле боя и с помощью своих верных друзей — кота, собаки и коня — одолевает дэва, который, однако, ранит его. Никем не узнанному герою царь перевязывает рапу и предлагает руку своей младшей дочери. Та признается отцу, что любит Незная. А он, умчавшись на коне обратно, снова принимает облик простака, и царь-победитель, возвратившийся во дворец позже, застает его там играющего с шарами. То же самое произошло, когда из-за средней царевны перед ее свадьбой напал на царство шестиглавый дэв. После второй победы младшая царевна все же сумела уговорить отца выдать ее за Незная. Накануне их свадьбы нападает на царство двенадцатиглавый дэв. Во главе войска идет теперь младшая царевна. Оставленный дома, Незпай только на десятый день мчится на своем коне вслед за войском. Прибыв на место боя вовремя, один, как и прежде, истребляет все войско дэва, а затем четыре дня сражается с самим дэвом. Когда Незнай отрубает ему восемь голов, тот просит у пего разрешения проститься со своим отцом. Могучую силу двенадцатиглавый дэв брал у своего отца, но на этот раз эту силу берет Незпай, опередив противника. Незнай отрубает последние четыре головы дэва, но при этом получает ранение, теряет сознание. Конь доставляет его к войску царевны. Та узнает Незная. Царь выдает за него дочь. Завистливые старшие зятья, задумав погубить героя, рассказывают царю, что за семью морями есть волшебная скатерть, которая по велению хозяина сама кормит и поит. Царь поручает всем троим зятьям добыть эту диковинку. Сначала в путь отправляются старшиезятья, а десять дней спустя, взяв с собой кота и собаку, уезжает на коне и Незнай. Он раньше добирается до берега моря, меняется с рыбаком одеждой и под видом рыбака поджидает свояков на берегу. Те его не узнают и уговаривают добыть для них волшебную скатерть, сулят за это золото с лошадиную голову. Незнай соглашается с условием, что в награду за скатерть получит от одного из них палец, а от другого — вырезанную из спины полосу кожи. Вместе с конем, котом и собакой переплывает Незнай море, схватившись за косы дочери морского царя Алтынсэс. Она посылает батыра к бабушке, а бабушка указывает путь к своей сестре, та призывает на помощь ворона. Ворон сообщает, что скатерть находится в подземном царстве, на седьмом этаже и в седьмом •сундуке за семью замками под охраной аждахи (дракона). Коту удается вытащить скатерть из седьмого сундука, но при этом он задевает хвостом струну. Пробужденная звуком струны аждаха пускается в погоню за похитителями. Незнай поочередно бросает ей полученные от старухи волшебные предметы — зеркало, гребешок и точило, и путь аждахе преграждают сначала глубокое озеро, а затем непроходимый дремучий лес и высокие горы. Незнай уступает добытую диковинку-скатерть старшим царским зятьям за отрезанный палец и вырезанную из спины кожу. На пиру, где царь чествует старших зятьев как героев, выполнивших его поручения, Незнай представляет «доказательства», изобличающие обманщиков.

АТ 532 (ВР III, 136; ЕВ 247, Незнайко) + 530 А (= АА 530 * В; см. ВР III, 136, стр. 114, сноска 1. Царь посылает своих зятьев добыть диковинки) + 313 Н * (= АА * 313 I. Бегство с помощью бросания чудесных предметов). О сюжетном типе АТ 313 Н* см. в комментарии к тексту 61 в первой книге сказок настоящего издания: БХИ. Экиэттэр, 1, 1976. Вероятно, и этот сюжет перешел в башкирский фольклор из восточнославянского. В публикуемой нами сказке немало мотивов, не известных по русским сказкам: герой, притворившись простаком, играет с шарами; в богатырской схватке с дэвами ему помогают кот и собака; могучую силу Незнай берет у отца дэва. (Ср. турецкие сказки: ЕВ 255). В той части сказки, где развивается сюжет АТ 530 А, своеобразно разработаны эпизоды: Незнай переправляется через море, держась за косы морской царевны Алтынсэс; с помощью морской царевны, старух и ворона Незнаю и его животным удается проникнуть в подземное царство и добыть там тщательно спрятанную и охраняемую диковинку. Образ ворона — стража подземного мира и советчика героя, оказавшегося, в трудном положении — является традиционным для тюрко-монг'ольского фольклора и восходит к древним тотемным представлениям, отразившимся в тюркских и монгольских легендах о происхождении от ворона или вороны отдельных родов и племен (см. Е. Д. Турсунов. Генезис казахской бытовой сказки. Алма-Ата, 1973, стр. 52—56). Чаще всего такой образ встречается в башкирских сказках типа 313 (Чудесное бегство) и 563 (Чудесные дары).

 

Поделись с друзьями: