Сказки о животных


Сказки о животных считаются самыми древними. Их герои - различного рода животные, звери, птицы и даже насекомые. В сказках они обладают присущими только человеку качествами и живут человеческой жизнью. Они так же разумны, как и люди, и разговаривают, как люди. В сказках им даже приписываются социальные отношения, присущие человеческому обществу.

Сказки о животных зародились в результате борьбы древних людей против враждебных сил природы. Первобытным людям животные казались такими же разумными, как и они сами. Они стремились понять этот мир, постичь его тайны и подчинить его себе. Они из поколения в поколение передавали свои рассказы о том, что с ними происходило, что они видели и наблюдали во время охоты, которая для людей тех времен была основным источником для существования. Из-за плохого понимания различий между миром людей и миром животных возникали самые фантастические воззрения. Для того, чтобы облегчить условия жизни и для защиты от злых сил первобытные люди принимали какого либо зверя или птицу за своего защитника и покровителя, а иногда даже считали родоначальником своего рода или племени, почитали за божество и молились ему (тотемизм). Таким образом, первоначально сказки о животных рассказывались первобытными людьми даже не столько, как сказки, а как рассказы, в которых они делились друг с другом о своем опыте общения с животным миром. По мере роста сознания и жизненного опыта людей практическая сторона этих рассказов постепенно утрачивала свое первоначальное значение. Мифологические воззрения и понятия уже воспринимались людьми не в своем прямом значении, а в качестве поэтической условности и аллегории.

В условиях классового общества сказки о животных начинают использоваться для отражения социальных и классовых противоречий. В образе животных теперь уже изображаются представители различных классов и социальных групп. Этот тип сказок превращается в удобную форму иносказательного повествования, в них появляется возможность выражения классовых симпатий и антипатий через изображение мира животных. Тем самым сказки становятся способом разоблачения социального зла и несправедливости, образного раскрытия социально-классовых отношений в обществе.

 

Поделись с друзьями:

 

 

     

Собиратели народных жемчужин



Бессонов Александр Григорьевич (1848 - 1917 ), родился в г. Вятка (ныне г.Киров), языковед, этнограф. Действительный член Русского географического общества. Окончил Вятскую духовную семинарию и богословское отделение Казанской духовной академии . Был народным учителем в Уржумском уезде Вятской губернии, в Казани, преподавал в Оренбургской татарской учительской школе. С 1882 г. инспектор школ и народных училищ Орского и Верхнеуральского уездов Оренбургской губернии, с 1909 г. директор семинарии в слободе Кукарка Яранского уезда Вятской губернии (ныне г. Советск). Самостоятельно овладел башкирским, казахским, удмуртским языками. Бессонов - первый собиратель башкирских сказок, один из немногих дореволюционных исследователей башкирского языка. Составитель "Букваря для башкир" (Казань, 1907 г.). В течение всей жизни собирал фольклорные и этнографические материалы, но большая их часть до нас не дошла. За рукописное собрание башкирских народных сказок в 1909 г. был награжден малой золотой медалью Русского географического общества.