Легенда о рябине


Однажды на усергенов из рода Муйтена напала саранча монгольских племён. Над долинами Яика и Сакмара были у усергенов сторожевые посты и крепости. В них-то и встретили они монголов. Произошло немало жестоких битв. С обеих сторон погибло множество народа. Правда, находившиеся в укрепленной стороне усергены потеряли значительно меньше людей, чем их враги. Между Саракташем и Кувандыком тянется над Сакмаром горный хребет. Там происходили особенно кровавые битвы. "Яутубэ" - "Горою битв" называет народ ту горную гряду. Название это осталось ещё от тех времён.

С трудом заняв несколько укреплённых, как крепости, сторожевых постов, монголы остановились на трёх рубежах. "Что делать? Продолжать или дальше сражаться с этим народом? Этих людей невозможно побить на ровном, степном месте. Следует оттеснить их дальше, в глубь лесов и гор, там они сами себя уничтожат", - подумали они - и решили дальше, в чужие леса и горы, не проникать, отрезать усергенов границей яицкого побережья, а самим двигаться на запад.

Таким образом, получив на берегах Яика жесточайший отпор со стороны усергенов, монголы не пошли дальше на Урал, а повернули на юго-запад в сторону Булгарского и Русского государств. Только после того, как побили булгар, монголы вернулись обратно и подчинили себе и башкир. Несмотря на то, что усергены были большим племенем, они не могли бороться собственными силами с громадным войском монгольских воинов, потому и вынуждены были принять их власть.

Монголы не очень докучали усергенам своими набегами. Видя, что они храбрые воины, старались их самих мобилизовать в свою армию. Одаряя их верховодцев и биев разными степенями и званиями, богатствами и дорогими подарками, а также правом быть хозяевами своих земель, принуждали сколачивать войско из усергенов.

Вместе с тем усергенским войском направились монголы на север, овладели рязанским княжеством. Видя красоту приокской природы, множество скота на её зелёных долинах, густоту лесов, решили усергены обосноваться в тех местах.

Когда в древние времена усергены отправлялись в дальний поход, то грузили в телеги всё добро, забирали жён и детей, всю скотину, загружали своих верблюдов и возили их всюду с собой. На Оку усергены тоже прибыли со всем своим добром, близкими и родными. Поставив дома и юрты на берегах Оки, зажили они мирной жизнью.

Родовое древо усергенов - рябина. Потому люди других родов объясняли храбрость и воинственность усергенов тем, что кровь у них рябиновая, по-башкирски - мишар.

Позднее тех, перебравшихся на приокские раздолья усергенов, стали называть мишарами. Часть теперешних Касимовских мишар - усергеновцы.

Сегодняшняя речь усергенов и мишаров очень близка. Многие древние слова, обычаи у них - общие. Мишары обычно опускают букву "г", произнося вместо "Гайса" - Айса", вместо "Гайша" - "Айша". Так же разговаривают нынешние усергены. "Равен" (равенка) - начавшее изнутри гнить дерево. Так называют его и мишари, и усергены. У татар такого слова нет.

 

Пересказ Махмута Салимова

 

 

 

Поделись с друзьями: