Йомарт ҡуян (Щедрый заяц)


БХӘ, 1952, стр. 80—84; БХӘ, 1956, стр. 296—298; БХИ 2, 1959, стр. 238. Русский перевод: БНС, М.—Л., 1947.. стр. 69-72; БНС, М.—Л, 1949, стр. 65—68; БНС, 1969, стр. 51—53. Запи¬сано в 1945 г. в дер. Серменево Белорецкого р-на БАССР Н. Идельбаевым от Мавлихи Гафуровой.

Мальчику поручают позвать родичей в гости, но он забывает имена приглашенных, зовет всю деревню; узнав про это, родители ругают его и выгоняют из дома; мальчика выручает его друг — заяц: по просьбе зайца лесные звери подносят гостям угощение, пир удается на славу.

АТ —. 6 тюркоязычном, славянском и другом фольклорном материале варианты не отмечены. Положительная роль, которую играет заяц в ряде сюжетов, характерных для башкирского сказочного репертуара, вероятно, им'еет связь с распространенным в древности у башкир тотемным культом зайца (см. в кн.: Р. Кузеев. Очерки исторической этнографии башкир, ч. 1, Уфа, 1957, стр. 48—56).

 

Поделись с друзьями: