Ҡуян менән терпе (Заяц и еж)


БХӘ, 1956, стр. 305—308. БХИ 2, 1959, стр. 240—241. Записано в 1945 г. в дер. Таишево Гафурпйского р-на БАССР Ж. Киекбаевым от Мирсаяфа Сайфуллина.

Заяц и еж соревнуются в беге; еж с супругой становятся на разных концах поля; куда бы пи прибежал заяц, там уже ежиха, которую он принимает за ежа; «победитель» получает от зайца в награду бутылку молока и монету.

AT 275. ВР III, 187. Шовень, III, с. 32. Сюжет о беге наперегонки (Ежа подменяет его жена или брат) получил устное распространение в Европе под влиянием латинского стихотворения XIII в. о состязании в беге льва с ежом. Другая разновидность сюжета — лиса и рак бегут наперегонки (рак прицепляется к хвосту лисы) — имеет более древнее происхождение, которое исследователи относят к гомеровской эпохе. Старейшая литературная версия — басня Эзопа «Черепаха и заяц». В татарском, казахском и русском фольклоре сказки типа 275 не отмечены. Украинские тексты (всего 5, в том числе № 35 первого тома сказок Афанасьева) относятся ко второй разновидности—«Лиса и рак». Из двух белорусских текстов один относится ко второй разновидности (М. Феде-ровскц, «Люд бялоруски», I, Краков, 1897, стр. 31—32, № 34), а другой (Э. Клих. «Тексты бялоруские», Краков, 1902, стр. 156—157) схож с башкирским, который отличается своеобразной концовкой: заяц'награждает ежа. Схож с башкирским также текст сборника «Истребитель колючек. Сказки, легенды и притчи современных ассирийцев», М., 1974, стр. 238— 239.

 

Поделись с друзьями:

 

 

  Website or Online Poll Votes, buy votes on facebook.   порно онлайн