Умыс


БХӘ, 1939, стр. 96—104. Записано в 1930-е гг.

Юноша Умыс спасает девушку-змею из огня и за это получает в награду от ее отца чудесный халат, защищающий от стрел, шапку-невидимку, сапоги-скороходы и огнеметный меч; благодаря этим дарам ему удается узнать, куда по ночам исчезает царевна, следует за ней и сыном дэва, семь ночей подряд возвращает царевну назад; царь выдает дочь за Умыса, а сын дэва идет на царство войной; с помощью волшебных вещей Умыс побеждает вражеское войско; жена подменяет волшебные вещи обыкновенными; разрубленного на части Умыса оживляет девушка-змея, учит, как вернуть то, что у него похищено; превратившись в селезня, он заманивает сына дэва на середину озера, а затем принимает человеческий облик и забирает на берегу свои волшебные вещи; неверную жену и ее любовника казнят.

AT 306 (ВР III, 133; ЕВ 183 — см. комментарии к предыдущему тексту) -{-AT 318=315 *В (Неверная жена —ВР II, 85, стр. 206). Литературная история сказок типа 318 восходит к древнеегипетской «Сказке-о двух братьях», распространены они преимущественно в Восточной Европе. Башкирские неопубликованные тексты: ФФБГУ— 58, стр. 119—-120, записано в дер. Халилово Дуванского р-на БАССР; ФФ БГУ —65, стр. 78—81, записано в дер. Красный пахарь Белокатайского р-на БАССР. Русских вариантов — 19 (All, стр. 466; дополн. — сб. Никифоров, № 103). Мотив спасения девушки-змеи из огня встречается в волшебных сказках разных сюжетных типов многих народов.

 

Поделись с друзьями: