Сәфәр (Сафар)


ФФ БГУ —65, стр. 1—12. Записано в 1965 г. в Баймакском р-не БАССР Н. Апсалямовым от Хаммата Сулейманова. Рассказав сказку, Х. Сулейманов заметил: «Был инде революция ваҡытында булған» — «Это было во время революции».

Старик завещает сыновьям свое добро: старшим достается богатство, а младшему Сафару — ум. Сафар женится на мудрой девушке красавице Зулейхе, продает ее чудесное рукоделье на базаре. Завистливый царь хочет отобрать у Сафара жепу и посылает его в дальние края за тремя дикими конями. С помощью шелковой уздечки и снадобья, которые дает ему Зулейха, Сафар выполняет это поручение. Тогда царь посылает его за «неведомо чем». Зулейха призывает ночью всех птиц и зверей и спрашивает их, как найти «неведомо что». Ответ дает щука. Идя по указанной щукой дороге, муж находит чудесного получеловека Узбека, который обладает способностью накормить и напоить по первому требованию. Узбек отправляется с Сафаром на его родину. По дороге они встречают купеческий караван. Узбек поит изнемогающих от жажды караванщиков, и Сафар уступает его купцу за волшебный сундук, из которого выходят по требованию солдаты. Сафар приказывает солдатам расправиться с царем; царя убивают, и его трон занимает Сафар.

В основном относится к типу AT 465 А (ЕВ 86. Разновидность сюжета о красавице жене: «Пойди туда, не знаю куда»), отчасти к AT 569 (ВР 1, 54, стр. 464 и ел. — Найденный волшебный предмет герой меняет на другой, ведет войну с царем). Данная контаминация сюжетов нередко встречается в русском сказочном материале. Образу чудесного получеловека-кормильца Узбека в публикуемой сказке и образу Сярбяя в сказке сборника Бессонова (Бес, № 28) соответствуют в русских сказках о красавице жене образы чудесного «не человека, но зверя, не рыбы, пе птицы, свата Наума или Никого» (см., например, «Народные сказки, легенды и предания Башкирии в новых записях», Уфа, 1975, JV» 15). Ср. ниже текст 96. Литературная история сказок типа 569 восходит к древнему сборнику буддийских легенд «Ятака», первые европейские литературные обработки таких сказок («Сумка, шляпа и рожок») относятся к XVI в.— шванк Ганса Сакса; наибольшее количество опубликованных фольклорных текстов — восточнославянских; русских — 9, белорусских — 2 (Бараг, стр. 221). Вступительный эпизод сказки «Сафар» соответствует сказкам-типа AT 945 (Ум и счастье), а эпизод продажи мужем рукоделья его мудрой жены-искусницы напоминает сказки типа AT 910 (Добрые советы вместо денег).

 

Поделись с друзьями: