Бәғрибаҡса (Багрибакса)


ФФ БГУ —63, стр. 60—62. Записана в 1963 г. в дер. Старо-Саитово Стерлитамакского р-на БАССР А. Хасановой от Рахимы Гадиахметовой, 1881 г. рожд.

Девушка Багрибакса узнает, что еще до ее рождения семеро ее женатых братьев отправились за семь морей. Она идет их искать в сопровождении Кюнхылыу, своей подруги. Та заставляет Багрибаксу поменяться с нею одеждой. Найденные братья принимают Кюнхылыу за сестру, а Багрибакса становится их служанкой. Обман раскрывается. Жены братьев заманивают Багрибаксу в лес, завертывают в лошадиную шкуру и бросают под мост. Братья отыскивают сестру и привозят домой.

AT 451 (ВР I, 9, стр. 70; 25, стр. 227; 49, стр. 427; ЕВ 165 —Братья-птицы) + AT 533 (ВР II, 89, стр. 273 — Подменепная служанкой царевна). В данном варианте сюжетного типа 451, как п в варианте сборника Бессонова (№ 37), напоминающем своим стилем героический эпос, отсутствуют мотивы, известные по более полным белорусским, украинским п западным вариантам: братья превращаются в птиц или животных колдуньей, колдуном или сами под угрозой смерти; сестра, нашедшая их в лесном доме, должна несколько лет оставаться немой, чтобы освободить братьев от заклятья; ее хотят сжечь как колдунью, но в последний момент все выясняется. Эти фантастические мотивы находят реальное объяснение в ритуале инициации, который еще недавно бытовал у некотерых племен в Африке и Юго-Восточной Азии: посвящаемые в воины юноши надевают уборы из птичьих перьев или звериные шкуры, поселяются на определенный срок в лесном доме, где их навещает девушка. Литературная история сюжета о заколдованных братьях-птицах восходит к латинскому сборнику монаха Иоганна Альты из Сильвы (XII в.). В русском фольклорном материале отмечена всего лишь одна сказка типа 451 (Сказки Ф. П. Господарева, Петрозаводск, 1941, № 16). В сказке «Багрибакса» необычны для сюжетного типа 451 образы жен братьев. Не имеет соответствия в опубликованном материале контаминация типов 451 п 533. В сказках типа 533 сюжет развертывается обычно более полно, чем в данной башкирской сказке: сопровождая царевну к жениху-царю, служанка заставляет ее поменяться платьем, ослепляет ее и выдает себя за царскую невесту, но в конце концов царь женится на своей настоящей невесте, а обманщицу казнит (см. АП, стр. 474; 4 русских варианта).

 

Поделись с друзьями: